Ля вытокау
Биография * Кредо * Галерея * Другие обо мне * Печать * Контакты

Твое первое впечатление об абстрактном искусстве.

 Это был московский, какой-то, фестиваль, по моему в 1957-1958 году. Хрущевская оттепель. Тогда впервые в букинистических магазинах появились альбомы Кандинского, в то время не совсем известная фамилия. Я помню, что в одном из таких московских букинистических магазинах стоит мужик с бородой, стопроцентный художник, а я рядышком стою. Естественно, во все глаза смотрю на эти альбомы - яркие красивые, заграничные, которые, конечно никогда не куплю. Ну и этот листает какой-то альбом абстрактной живописи и говорит: "Какой классный художник, какой классный художник". Мне тогда было где-то восемь лет. И это, конечно, меня очень сильно потрясло и может быть тоже сыграло некую роль.

 И еще яркое воспоминание. Где-то в том же 1957-1958 году, когда в манеже была большая выставка работ социалистических стран, я помню китайскую здоровую скульптуру, раскрашенную под человеческий цвет, из дерева - тело какого-то китайца. С другой стороны манежа был огромный-огромный зал (с точки зрения меня маленького) и на стене висели какие-то угловатые, резкие картины. Не просто живопись, а именно линейные. И на них что-то изображено. Среди толпы раздаются возгласы: "Что это за живопись? Это что? Самолеты или что?" Несколько молодых людей, стоящих в центре толпы, наши (а живопись была или польская или чешская). Они яростно спорят, объясняют, доказывают. Ну художники, конечно, молодые, к тому же, видимо, уже работавшие в этом направлении: "Это же авангард! Настоящее искусство!" И что интересно - никакого запрета. Как бы там публика не неистовствовала, милиция никого не арестовывала. Это была хрущевская оттепель. Это вот потом была уже бульдозерная выставка (когда выставку разносили тракторами). А тогда это властями не преследовалось и к этому спокойно относились.

 Потом, помню, в Питере еще на выставке был. Какой-то художник изобразил сцену из революции, но изобразил ее так как-то нестандартно, используя серые, красные цвета и тона. Я стоял, смотрел, и меня как-то это зацепило. Ну, в общем-то, она была предметная, но как-то смело сделана. Мимо проходил какой-то мэтр от искусства и говорит про эту картину: "Ну подлец, ну подлец!" Я смотрю и думаю: "Почему подлец? Хорошая же картина! Что такое?!" Это, видимо, проходил какой-то ярый такой из управления союза художников, видимо, ярый сторонник именно реализма. Ну а потом пошло, все это давление, притеснение.

Когда ты начал писать авангард.

 Начиная со второго курса. Тогда уже было что-то подобное тому, что делал позже и делаю сейчас.

А когда появилось авангардное мышление, ростки его.

 Наверное тогда, когда я стоял с этим художником, который сказал, какая классная живопись. Мне самому было интересно это как пацану. Да еще такие яркие цвета! Но, видимо, эта тяга к яркому цвету была заложена еще с детства. Ясно помню момент, когда листаю альбом, а рядом стоящие говорят: "Живопись - как это мощно, классно". Наверное это был Джексон Полок - американский художник. И второй момент. Очень яркий. На манеже, на выставку родители водили меня и брата, но было интересно только одному мне (стоял у каждой картины).

Как к тебе приходят идеи? Есть ли иногда ощущение, что они налетают на тебя, ища свой выход?

 Идеи во мне. Они сидят во мне. Эти идеи мне нужны, для самого себя и на холсте их показать, и посмотреть самому. Вот, к примеру, есть идея и мне надо сделать и посмотреть, что из этого выйдет. Мне просто самому интересно, надо просто посмотреть. Это я делаю для самого себя. Многие из моих картин хранились и хранятся, никому их не показывал и не показываю, т.е. мне самому было интересно, что получится из этой мысли. Вот в таком духе. И, в общем-то, мне до лампочки мнение остальных.

Что является составляющим твох картин.(Как создаются твои картины)

 Кисть - это анахромизм прошлого. Дело в том, что работать и делать произведения можно чем угодно. Это было доказано Марселем Дюшаном в 19-том году, когда он выставил писуар и назвал это фонтаном. То есть что такое произведение искусства - это очень условная штука: работать можно чем угодно. Например, мусор в мастерской - это не мусор. Я знаю, что из этого будут потом картины, какая-то абстрактная работа, какой-то коллаж (я наклею его, набацаю, и получится картина). И сделаю это, когда у меня будет духовный, душевный такой эмоциональный заряд и мне надо будет выплеснуть это. Я тогда все соберу и наклею, а потом объединю чем-то. Не знаю … как все будет. Причем, когда все это начинаешь делать, еще и не знаешь чем все кончится . И это самое интересное, и это держит в напряжении. Что ж там будет? Сам процесс создания работы немножко сексуальный. Это Postuale Matum Это такой кайф, такое удовольствие. Это сублимация стопроцентная. И получишь удовлетворение, в отличие от некоторых других вещей. Ты долго делаешь, и в конце концов что-то получается. А когда приходишь на следующий день, смотришь и думаешь: "Вот же ни фига - нормальная штука". Вот почему абстракции мне очень нравятся. После того как я делал какие-то сюжетные штуки - это чистая интуиция, где стараешься абсолютно не думать, а наоборот, отключиться и работать автоматически. Убрать бы этот ум, выключить бы свет, чтобы не было ничего.

Картина - это то, что вы переживаете изнутри и она скорее продукт неуловимого состояния? Или вы осознанно воздействуете на зрителя в своем творчестве?

 Если я делаю картину, то, конечно, я выплескиваю туда свое чувство. Картина - это некая драма, экзистенция, мое слово, т.е. мне есть что сказать. Если нечего сказать, то получается какая-то фигня. Повторюсь: просто красят (примеры есть), т.е. художнику нечего сказать, а он выпендривается, мыслей - ноль, глубины никакой. Когда есть что сказать, то делаются картины, когда - нет, тогда ничего и не делается. А если есть что сказать, то это и чувства, это и все остальное, и эмоции, и глубина, и философия. Работаешь же каждый день, когда цепляется одно за другое. Начал одну мысль, эту мысль ведешь, это нужно как то продолжить. Делаешь эту работу, к тебе приходит еще мысль: "Дай-ка эту мысль попробую разработать". И так не успеваешь еще одну работу закончить, как у тебя появляется другая. И вот почему я СИСТЕМНЫЙ художник. Таковыми являлись многие художники, особенно абстракционисты. Он делает одну работу, а потом у него появляется следующая. Да, в общем, все художники - концептуалисты так или иначе. Если у тебя есть концепция, ты ее разрабатываешь.

Есть ли некоторый юношеский максимализм у состоявшегося художника?

 Обязательно, без этого художник - не художник. Конечно, цель - не изменить мир, но сказать свое слово в искусстве. Художник должен ставить перед собой высокие цели для того, чтобы чего-то достичь. Если ты не ставишь высокие цели, если ты не хочешь быть выше кого-то, то ты и никем не будешь. Без этого просто нет художника. Обязательно ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ! Обязательно! Только самые высокие - я максималист!

Мне запомнился кадр из второго фильма, который как бы характеризует тебя, где ты снят со спины, стоящий лицом к окну. Твое присутствие ощущается даже в стенах…

 Это мое одиночество. Творцу это обязательно. Я ненавижу одиночество - я люблю одиночество. Потому, что очень тяжело, но без этого нельзя. Когда я в мастерской, мне никого не надо. Мне не нужен никто. В жизни это очень тяжело, а искусстве это абсолютно необходимая вещь: никаких компаний, полное одиночество и полное само, какое-то, углубление.

Уединяясь от мира, художник лучше чувствует, куда катится мир?

 Никогда не ответишь, но задать этот вопрос всегда можно, в том числе и картину сделать. Мысли о глобальных событиях всегда присутствуют. Одно из любимых моих занятий, после живописи, когда я один - это думать. Так интересно, так здорово. Приходят различные афоризмы, и хочется их записывать. Наверное, приходит ко многим такое время, когда человек начинает писать, потому что есть, что писать. Отстраненность в этом и выражается, что сталкиваешься с этим миром придурочным получается.

Твое отношение к критике.

 В молодости я вообще не обращал внимания. У нас в школе была завуч, которая говорила: "Ну, Олег Владимирович, это же ерунда!". Я в начале ей объяснял, а потом плюнул. Думаю: "Ай, ну ее, всего не понимает и не поймет!" Но она вообще "село", а в Борисове, где я работал (в школе) - элита работала. Правда, народ в то время был малообразованный в искусстве, приходилось для них лекции читать. Они приходили, слушали, смотрели. Им интересно было. Но с завучем, тем не менее, почему-то отношения относительно искусства не сложились. А вроде бы симпатичная женщина, разведенная. Она как-то постоянно недовольно высказывалась о работах: "Что это такое?". И я объяснял, объяснял, а потом перестал. Со временем вообще перестал показывать работы комубы-то ни было, ну только что пионервожатой или библиотекарше.

 Самое интересное, что те, кто меня не принимал, потом стали вдруг ярыми такими антикоммунистами. А я-то антикоммунистом, ну как-то антисоветчиком был еще во времена Худграфа, но мое развитие не остановилось на левой идее, меня потом заинтересовал Махатма Ганди. Каким-то образом его пропустила цензура, и напечатали одну книгу "Моя жизнь". Я все это читал. Мне стало интересно, как можно не насильственным путем добиваться больших целей, гораздо больше тех, которые достиг Че Гевара на Кубе.

 Но и кубинская революция мне была интересна. Молодые люди такие, бородатые. Вообще, все революции делают только молодые люди. Старики их не делают. Это закон. Молодые еще ничего не знают, они думают, что все могут. До сих пор уважаю Че Гевара, но его убеждения не разделяю. Познакомиться с опытом революции Мао Цзе Дуна тоже было интересно. Т.е. я был левонастроенный человек, политизированный.

 Еще стало интересно, т.е. стал задумываться и стал ставить под сомнение, почему обязательно Ленин, а что такое Ленин, почему это почти бог, разве он не человек. Много-много разных мыслей, т.е. такая антисоветчина. Я не кричал об этом, я не диссидент. С друзьями разговаривал, а тогда стукачей было полно. Мы потом узнали, кто был стукачом на нашем курсе. Но ясное дело, всех не знали. Я-то ни с кем и не общался, вот только с другом. Благодаря тому, что у меня был этот друг, мы и прошли институт, потому что там не с кем было общаться, абсолютно. Народ не философский. Книги им были не интересны, им бутылку бы водки. Крестьяне такие. Мне же книги, книги, книги. Мне было интересно, я читал, читал и читал и впервые на четвертом курсе института эту водку попробовал. Все таки в компании были, общались. Но с этими ребятами не общался - просто не о чем было говорить.

 Стукачи были на каждом шагу. Яркий пример. 1968 год. Мы с другом, идем по мосту. Наши дивизии - первые, которые бросили в Чехословакию. И вот мы возвращаемся по мосту в Витебск. Друг этот - тот самый, один из начитанных, одессит (его отец - декан ФарФака. Они были в Бирме. Вернулись, потом в Монголию поехали). В общем, человек моего круга: я подумаю - он скажет, он подумает - я скажу. Так бывает иногда. Идем вечером по мосту, рассуждаем. Темно. Лето. С факелами. Нас встречала какая-то толпа солдат. Мы идем параллельно, а сзади я чувствую идет какой-то ну неприятный человек. Чуть оторвались - он опять за нами. А мы все какие-то темы обсуждаем, где-то в принципе антисоветские (это уже где-то пятый курс). Ну вот кто-то из нас сказал "Как фашисты". Этот сразу подскочил: "Что?" Нам сразу: "А ну пошли туда!" А рядом КГБ был. Я обалдел: "Да ладно мы тут пошутили".

Какая роль случайности в искусстве, жизни?

 Нормальная. Есть такая штука. Трудно сказать, что такое случайность. Скорее всего ничего случайного не бывает. Сложный это вопрос, философский. Черт его знает!.. Ничего случайного… Конечно, что-то в этом есть, потому что, скажем, ты встретил какого-то дилера или он увидел тебя случайно. Когда я был женат (в Гродно тогда жил), у жены был день рождения. Поехал за цветами. Стал искать. Все Гродно объехал - цветов нигде нет. Иду на рынок. Захожу. Около пристройки, где торгуют цветами, никого нет и цветов куча. Я туда дернулся, а меня останавливают: "Вы куда?" - "Цветы хочу купить". -- "Да нет. Там кино снимают". Я не обратил внимания, что там снимали. А я был в джинсовом костюме - это редкость была. Я только два раза видел такой же костюм в Гродно. Такой джинсовый длинный расклешенный. Ну шикарный костюм, купленный в Москве, в магазине "Березка". Такая длинная куртка: с одной стороны "Зима", а с другой "Лето" написано (на лыжах и в Африке актуально). Клеш, супер! Идешь - половина города на тебя смотрит! А тут ко мне подходит женщина и просит сыграть в дубле, не больше. Я говорю: "Мне цветы нужно жене купить". А она свое: "Вы покупаете цветы. Отдаете деньги. Сзади подходит актер. Вы поворачиваетесь. Сначала не пускаете, потом толкаетесь. А потом забираете цветы и идете". Нужно было создать столпотворение. И на заднем плане толпа еще, а я получаюсь как бы центральным. В действительности я сделал не один, а дублей двадцать. Уже с актрисой, которая цветы продает, разговорились. Оказалось, что цветы не настоящие, а искусно сделанные. А рядом бабки натуральные продавали. Их просто попросили это сделать, да еще и заплатили. На съемках я сначала не уловил, что мне нужно сделать, а артист, которого я не пускал, оказался наглым. Но позже я все таки понял, что от меня нужно в сцене и как нужно не пускал наглеца пройти. За работу мне заплатили пять рублей. Я только вышел и подумал сходить выпить пивка, как на входе меня теща встречает: "А ты откуда и куда собрался?" - "Да я на базаре в кино снимался". Не поверила. А после знакомые увидели меня в кино. И мы сами сходили посмотреть. Фильм "Обочина". "Белорусьфильм" снимал. Там фильм строился на двух антиподах молодом идеалисте и старом скептике. Вот так я попал в кино. Случайность или нет.

 А в творчестве на это и рассчитываешь. А что получится, если вот так, а вот так? А если так ляпну, а если так брызну? Так по разному.

Что для тебя Женщина

 Как ни крути, все равно возвращаешься к одному и тому же - к женщине. Ради нее и все делается. Она приходит на выставки, она оценивает. Такая маленькая ремарка: если же ко мне приходит покупать картину мужчина, он выбирает, смотрит и говорит: "Знаете, мне эта работа нравится. Можно я приду с женой, и мы тогда примем окончательное решение". Но, как правило, женщина сама приходит выбирать картину. Муж ей дает деньги, а она выбирает. Поэтому, повторяю десять раз, женщины, женщины, женщины… Это самое ценное, что есть в мире, если, конечно, ты гетеросексуал. Все как бы завязано на женщинах, как ни крути. Тепло, уют создает женщина. Поддержка, ум. С дурой вообще нечего делать.

Женщина и искусство, что это?

 Женщин в изобразительном искусстве практически нет. Что рисует женщина: женщины, женщины, женщины, детки, детки, детки или цветы, цветы, цветы. Но лучше цвет чувствуют именно они. У женщины, как правило, бывают колористически симпатичные работы. В массе своей женщин, чувствующих цвет, больше, чем мужчин, чувствующих цвет. Мужчина художник и колорист - это не такое распространенное явление. Многие из них делают живопись, но это не значит, что такая живопись колористическая. Вроде бы все цвета на месте, и красный, и зеленый, но в результате живописи там нет.

 Есть исключения для женщин художников, выделяющихся из общей массы. Например, среди художников двадцатых годов была плеяда женщин, которая оставила след в искусстве. Яркий пример: Ларионов и Гончарова - супружеская пара художников. Так вот Гончарова писала умные классные картины, которые мне нравятся больше, чем у Ларионова. Т.е. есть примеры представительниц хороших женщин художников. Но это редкое явление, потому что мужчина - это творец по натуре, это тот человек, который бросает семя, который строит, что-то разрушает. А женщина - это домашний очаг, уют. Поэтому из женщин мало кто идет туда, где надо много от чего отказаться. А мужчина по натуре строитель, поэтому он и занимается такими проектами.

Женщина, женщина, женщина...

 Самая близкая женщина - это мать. Она любит тебя всегда каким бы ты не был, как бы ты не поступил. И очень важно понять, что она самая близкая женщина, потому что потом сожалеешь, что когда-то чего-то не сказал, не сделал. А время уже ушло.

 Женщина - это все, именно из-за нее все в искусстве и делается. Но это я говорю общие слова, но так оно и есть. Ради нее и стоит что-то делать (поступки и др.), а каждая картина - это обязательно поступок, это экзистенция, это драма. И это же все затевается ради женщин, конечно. Пока художника интересуют женщины - это художник. Пикассо до глубокой старости был с женщинами, а его последняя жена Жаклин, молодая женщина, очень и очень переживала, когда его не стало. У Дали была только одна женщина - это Гала. Он до нее вообще женщин не знал. Гала была старше его на шесть лет и в общем-то она манипулировала им, делала с ним, что хотела, но если бы не Гала, то не было бы и Дали.

 В жизни художника женщина действительно может много сделать. Огромную роль особенно играет такая женщина, которая рядом, которая понимает кто с ней находится и которая тыл его прочнейший. А он тогда может заниматься только тем, для чего рожден. И как важно знать, что рядом находится очень верный человек, который его понимает и ценит, более того, равный ему по чувству искусства, желательно по интересу, т.е. чтобы умной была, и чувствовала, и понимала, и говорила каждый день: "Ты гений". Это действительно нужно. И когда это говорит женщина, которую он уважает, ценит и любит, и которая именно знает и понимает живопись. Большая разница, когда тебе говорит дура: "Ты гений", а ты знаешь, что она - дура всего лишь навсего. А когда тебе это говорит женщина, которая разбирается в искусстве не как-то, а очень хорошо, то это совсем другое дело. Это тогда не лесть, а действительно откровенный разговор. И тогда она может сказать: "Ты знаешь, сегодня ты сделал не то". И художник всегда послушает, прислушается к мнению, потому что рядом находится знающий человек.

 Роль женщины в жизни художника очень огромная. Женщина - это муза. Ради женщины все и делается, потому что художник, в принципе, хочет быть богат, именит, известен, любим, каким бы он одиноким не был, но все-таки.

 Женщина - это муза, которая вдохновляет, это ее тело, которое хочется рисовать.

 Множество набросков было жены. Навалом. Но не знаю, куда это все подевалось. Когда она экзамены сдавала, то я сидел три ночи клеил свои наброски.

Как зритель знакомился с твоими работами?(рассказывай еще раз)

 Одно время жил я у деда с бабкой. Однажды решил нарисовать внучку. И тоже начал корежить ее. Бабка говорит: "Ну разве похожа?" А дед отвечает: "Да это балуется…"

 Потом в армии такая же ситуация случилась. Там была мастерская, где я тоже рисовал ассоциативные работы и тоже никому не показывал. Как-то вечером заходит начальник клуба, а у меня работы стоят. И вместо того, чтобы выполнять военные поручения, я рисую. Зашел, увидел и быстренько сказал: "Так, собирай сейчас же, повесим в клубе". Тогда удивило. "Так это же никто не поймет. Кому это надо? Там же штуки такого плана…" - говорю я. "Давай, давай," - только и сказал он.

 Я очень удивился. Это была одна из первых моих экспозиций. Когда повесили работы в клубе, пришли девчонки. Таким образом, произошло одно из первых знакомств зрителя с моими работами. А самый первый раз я выставился еще в институте. Делал персональную выставку на пятом курсе.

 Во время моей службы в армии была объявлена выставка солдатского творчества: от каждой части нужно было что-нибудь творческое представить. Я нарисовал своего прапорщика(заслуженного) и еще две картины. Взяли все работы, но куда делись они я и не знаю.

 После армии, когда вернулся в Витебск, то работ почти не брали на выставки. Не понимаю, что хотели эти представители партии?.. Но поскольку тогдашняя жизнь особо не зависела от денег, мое мнение было: "Ну и хрен с вами, если не берете". Тем не менее, когда устроился на работу, тогда и начал выставляться. Какие-то работы все таки брали и даже напечатали в газете, похвалили и критически сказали: "Но обилие декоративных плям(на русский переводиться как пятно, как сейчас помню на белорусском было) мешает восприятию картины".

Ты хочешь изменить мир?(А хочет ли мир изменить тебя?)

 Парадокс жизни в том, что творец создает, чтобы изменить мир, и часто при этом он не принят миром. Простое выживание. Год назад (2004) был очень тяжелый, но есть друзья, которые могут помочь. В трудную минуту и узнаешь кто есть кто, а особенно в это время. При коммунизме художникам было проще в этом отношении. Я работал в художественном комбинате, где зарплаты были обалденные. Даже ограничивали зарплату, чтобы больше не получали. Нельзя было больше получать. В то время картина стоила 1000 рублей, при хорошей зарплате 100-150 обычных людей. Сделал такую картину, 1000 рублей получил и все. А сейчас художник, в принципе, никому не нужен, но есть много нюансов. Например, художников много, но, если среди них появляются интересные, со своим почерком, чем-то выделяющиеся, то его, конечно, начинают выставлять. В настоящее время большим делом является раскрутка, реклама. Этакая дань современному капиталистическому обществу, где можно из посредственного среднего художника сделать большого гениального и покупаемого, если он владеет при этом грамотой и каким-то высоким стилем. Раскрутили, и будет уже гений, как певцов из "Фабрики звезд" раскручивают.

 Художник хочет жить хорошо, замечательно, с денежкой и со всем остальным, что в обществе считается "жизнь удалась". Уже при жизни хочет быть признанным. В любой профессии должен быть успех. Особенно, когда человек знает и чувствует, что у него есть что сказать. Ван Гог знал, что ему есть что сказать, Гоген знал, что говорит новое. И окружающие и специалисты знали и ценили это, приезжали поучиться.

 В истории искусства достаточно часто бывают случаи, когда кто-то кого-то открывал. Находят малоизвестного художника, смотрят одну две работы и понимают: "Так это же гений…" Есть еще факт, когда раскручивает мафия. Что такое арт-рынок? Это вкладывание денег. Если какой-то бизнесмен взялся раскручивать кого-то, то он, вкладывая деньги, рискует. Но если же художник "пошел", то и бизнесмен, естественно, "в гору идет" и получает прибыль.

Получается плевок в вечность?*

 *(Раневская говорила, что кино, в отличие от театра, - это плевок в вечность.)

 Ну да, я плюю в вечность, ведь картины уходят в вечность. В принципе, когда делаешь работу, то делаешь серьезно; и подход такой, что она не должна стать сиюминутной, даже не завтрашней, она должна быть все-таки даже послезавтрашней и послепослезавтра смотреться. Вот в чем дело. А сиюминутные работы делаются для продажи, а ту, которую делаешь именно таким образом, сейчас не купят.

Насколько ты заинтересован зрителем, его реакцией?

 Понимаешь, мнение дурака мне не интересно. Я как то дистанцируюсь от этого. В общем-то я стараюсь быть независимым, и фальшь я всегда чувствую и не дай бог тебе поддаться на то, что тебе говорят: "Ой, ты …" Я стараюсь быть свободным от этого. Главный мой принцип - СВОБОДА, а если я начну зависеть от мнения зрителя - это уже не свобода. Поэтому я стараюсь дистанцироваться, хотя человеческая натура слаба, и художнику приятны комплименты. Надо это очень понимать. И потом, сомнения. Если художник не нормальный, он постоянно в сомнениях. Ты знаешь, что ты чего-то стоишь, но сомневаешься . Сомнения, сомнения, сомнения… Прежде, чем выставить работу, голова так кругом пойдет, так начинает болеть. Настолько сомневаешься. И при этом понимаешь, что вроде классная работа и сомневаться как бы и не стоит. Сомнений очень много бывает. Это только дурак мэтром ходит. Т.е., по моему мнению, надо очень стараться ни в коем случае не попасть под влияние зрителя. Часто же бывает фальшь со стороны уважаемого зрителя, но, слава Богу, она чувствуется. Особенно, если дилетант начинает восхищаться, то это уже все! Стараешься говорить: "Ну хорошо …"-, а сам боком-боком и подальше, потому что слова сладенькие: "Как это прекрасно, как это здорово…"

 Я не сторонник сборных выставок. Просят: "Дайте одну-две работы". Но какой смысл выставки, где вывешены по одной-две картины различных художников. Может быть это и интересно. Но не одна работа от человека на региональный смотр достижений изобразительного искусства.

Советский союз. Распался ли он в душах?

 Я не скажу, что я вспоминаю Советский Союз с пылкой неприязнью. Да, было хорошее - не было боязни за квартиру (копейки платили), в квартире было тепло, жратва обеспечена, зарплаты нет (общая нищета), обще бедная средняя жизнь была всем обеспечена. Никаких эксцессов! Ну, т.е. некая общая безопасность была.

Могут ли дружить художник с художником?

 Художник с художником дружить не могут. Это нонсенс. Как может Мерседес дружить с Хондой? Ясно, что это конкуренция. Да это скажет любой серьезный художник. Просто не может быть такого. Какими бы благими намерениями это не было. Яркий пример тому история Ван Гога и Гогена, Модельяне и Сутина (больше пьянствовали, чем дружили). Но в последнем случае они еще дружили, потому что Сутин был как бы еще учеником, а тот был уже мэтром. А если бы равный с равным, то уж никогда в жизни, наверняка, что-то бы их удерживало. Пикассо и Матис. У них были разные живописные принципы, разные понимания живописного искусства. И оба знали, что они великие, друг друга уважали, как равный равного, т.е. барьера у них не было, они очень уважительно друг к другу относились. Это просто очень нормальные уважительные отношения. А, скажем, на других они могли смотреть с высока или вообще не общаться. Микеланжело и Леонардо Да-Винчи ненавидели друг друга. Это очень сложный вопрос, т.к. это есть в любом обществе художников на любом уровне. У актеров такая же система, но еще хуже. Особенно в женских делах: склоки, интриги.

 Я читал Анальде "Мои друзья - это худшие из врагов". Так, в принципе, оно и есть. Это узнаешь, конечно, с опытом, когда приобретаешь некий жизненный опыт. В начале дружишь в юности и даже в какие-то молодые годы, последующие годы, после юности, кажется, что дружба так себе, а потом уже понимаешь, что не может быть никакой дружбы. Кто-то из "друзей" начинает качать права, доминировать, кто-то считает себя более гениальным, чем ты. Поэтому проще дистанцироваться друг от друга, просто иметь хорошие отношения, о том и речь. К чему пришел? У меня друзья - врачи. Среди них нет дураков. А среди художников дураки встречаются достаточно часто. Это факт.

 Искусство - это соперничество, очень серьезное соперничество. Здесь выживает сильнейший, здесь не может быть никакого равенства, братства, т.к. иначе не будет искусства. Так постороено и иначе быть не может. Если ты нормальный хороший художник, то с другим нормальным хорошим художником вряд ли у тебя получится что-либо.

Есть ли среди белорусов, россиян интересные художники?

 Ну конечно есть. Можно придти и посмотреть, как это здорово, причем это искренне и без всякого… Это тот случай, когда я говорил, что отношения между художниками не могут быть дружескими, но бывают… Когда приходишь на выставку к нему, и можешь сказать: "Да, молодец, классно, профессионально". Если хорошо сделано , если хорошее искусство, оно искреннее, тут всегда остаешься искренним, какие бы отношения не были.

Есть ли взаимообмен между разными видами искусства?

 Изобразительное искусство, как только краской по холсту - это рудимент прошлого. Эта живопись умерла как бы во времена еще Малевича. Современное искусство - это синтез, это сплав всевозможных видов. Например, в Венеции на Бееналии уже давно нет живописи. Традиционная картина, которую можно там увидеть, включает и телевидение, и силикон и т.п. Причем, тенденция к синтезу в искусстве идет уже очень и очень давно. Просто мы жили при социализме, и нас кормили этой ерундой. Во Франции жил такой художник как Иб Клаин, считавшийся одним из больших художников. Он изобрел и запатентовал голубую краску, устраивал хеппинги, где собирал народ. И делал произведения искусства при стечении большого количества людей. И обнаженную натуру он протаскивал по холсту, и рисовал натурой, оставляя след на холсте. Т.е. традиционная живопись считается анахронизмом как бы.

 В настоящее время существует много приемов в современном искусстве с применением современной техники. Да и у нас художники делают… Так, на последней выставке Энди Уорхла был представлен так же русский поп-арт: работа Олега Кулика - огромная скульптура из органического стекла, скрученная металлическая арматура (видимо из алюминия) - это бык. И рядом корова высотой метра три. Половина коровы засыпана керамзитом или чем-то похожим, а из керамзита цветы растут. На корову бык взгромоздился. И это все прозрачное. Вот такое искусство. Оно требует огромной денежки, чтобы такую скульптуру сделать. Так же были холсты, сделанные методом цифровой печати.

Происходили ли с тобой события, которые кардинально меняли убеждения, взгляды?

 Нет, пожалуй такого не было. Единственное, это разговор с Евтушенко. У меня была возможность смотреть телевизор в учительской. Когда заканчивались занятия, можно было идти домой к деду и бабке, но я оставался и смотрел передачи о поэзии по телевизору, которые вел Евтушенко. Однажды сообщают, что передача не состоится по какой-то причине. Но позже оказалось, что он написал письмо в защиту Солженицына, и передачу после этого отменили. Но если не передачи смотреть, так книги удавалось читать, правда, их доставали по блату. Почему-то он оказался запрещенным писателем. А почему? Все никак не мог понять. И вдруг, однажды он попросил со мной познакомиться. Случайность или не случайность. Наверное, нет. Особенно, если ему удалось увидеть картину, которая его зацепила. Встреча оказалась интересна. Оказалось, что он - нормальный мужик, простой, в том смысле, что с ним можно говорить об искусстве без снобизма.

Есть ли мечта о том, как может измениться искусство, о том, каким будет роль искусства через энное количество лет?

 Мечтания. Конечно, думаешь и уже знаешь, какое оно сейчас. Об этом думаешь. Оно уже сейчас совершенно иное, чем было. Живопись уже другая. Художникам, оказывается, чтобы заниматься "последним" авангардом вообще не надо иметь специального образования. Можно быть, например, физиком или получить второе образование магистра истории искусств. И они делают совершенно иные вещи, не связанные с изобразительным искусством, например, комнаты светящиеся люминесцентным светом и т.д. Но у них есть концепция, идеи, смысл, мысли. Это делает их работы интересными. Это интересно. Правда, это больше характерно для запада. Но у них другая жизнь: люди пресыщены, богатая жизнь, они могут позволить себе такое искусство. И жаль, что это общество, конечно, не наше, т.к. наше не может содержать таких авангардистов. В Москве еще есть ростки этого искусства, но Москва - это не вся Россия. Россия - это традиционная живопись. Я был в Смоленске, Новгороде, в Пскове. Там только кондовая живопись: церкви, купола, а абстракции совсем нет. В целом, это нормальная живопись. Витебск как-то отличался в этом отношении раньше, а сейчас я замечаю, что Витебск стал как-то… Например, сейчас (2005) в выставочном зале современного искусства - выставка гербария?!



Олег Крошкин